0

СПИННИНГОВЫЕ КАТУШКИ

Posted by Вячеслав on 11.05.2012 in ЛОВ РЫБЫ НА СПИННИНГ |

Большие задачи малого механизма

Это название как нельзя лучше характеризует условия работы и требования рыболовов, предъявляемые к спиннинговым катушкам. О том, на что обращать внимание при выборе безынерционной катушки.

Механизм спиннинговой катушки крайне компактен и не соизме­рим с нагрузками, которые ему при­ходится выполнять. При интенсивной ловле (один-два раза в неделю) ресурс даже самой хорошей спиннинговой катушки редко превышает три сезо­на. А разговоры (мол, моя катушка служит мне верой и правдой не один десяток лет) ведут те, кто оказывается со спиннингом на водоеме от силы не­сколько раз за год.

В этой статье мы постараемся разо­браться в особенностях работы меха­низма катушки и его вспомогательных элементов, качество работы которых влияет на успех рыбалки в целом.

Тенденция последних лет свиде­тельствует о том, что все без исключе­ния мировые производители спиннин- говых катушек отдают предпочтение товарному виду и снижению себесто­имости за счет качества и, как след­ствие, долговечности механизмов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ 

Удобный захват

  При длительной ловле важна сбалансирован­ность всей снасти. Рука устает меньше всего, если центр тяжести удилища с катушкой находится немного вы­ше катушкодержателя. Если устройство катуш­кодержателя позволя­ет, подвигайте катушку вдоль рукоятки удилища и найдите оптимальное положение.

СПИННИНГОВАЯ БЕЗЫНЕРЦИОННАЯ КАТУШКА

(фото 1 ) 

1. Ножка

2. Рычаг стопора обратного хода

Пока попавшаяся рыба отчаянно сопротивляется, спиннингист, переключая этот рычаг стопора обратного хода шпули, регулирует степень нагрузки на удилище.

3. Шпуля

Размер шпули подбирается под леску различной толщины.

4. Ролик лесоукладывателя

5. Передний регулятор фрикционного тормоза

Поворачивая регулировочный винт фрикционного тормоза во время борьбы с крупной рыбой, можно с высокой точностью отрегулировать стравливание лески.

6. Корпус катушки

7. Дужка лесоукладывателя

Дужка препятствует сбросу лески при вываживании пойманной рыбы. С открытой дужкой леска беспрепятственно сходит со шпули.

8. Ручка катушки

Львиная доля рыболовных снастей в настоящее время производится в странах азиатского региона. Южная Корея, Таиланд, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Бангладеш и конечно же Страна восходящего солнца — вот да­леко не полный список стран-произ- водителей.

Выбираем катушку

Перед вами встала задача приобре­сти добротную надежную катушку. Выбор катушки следует начинать с осмысления основных параметров спиннинговой катушки, влияющих на успех рыбалки.

  1. Чувствительность и плавность хода — важнейшая характеристика, обеспечивающая класс проводки при­манки. Катушка — это инструмент, позволяющий рыболову с помощью проводки приманки не только со­блазнить осторожного хищника, но и исследовать водоем. Проводя анало­гию, как бы ни был велик музыкант, плохой музыкальный инструмент сведет на нет его выступление. Спо­собность спиннингиста контролиро­вать приманку на всех стадиях про­водки — основа успеха, и без грамотно подобранной спиннинговой снасти, в основе которой лежит механизм ка­тушки, просто не обойтись.

  2. Тяговитость — характеристика, обе­спечивающая рыболова возможнос­тью решать возникающие во время рыбалки задачи. Многие рыболовы посчитают, что основным достоин­ством высокой тяги механизма яв­ляется возможность справиться с крупным хищником. Это, безусловно, важно. Но самым важным достоин­ством тяговитого механизма является возможность плавной, если хотите, комфортной проводки. Во многих ста­тьях я уже приводил пример с враща­ющейся блесной. Вы ставите среднего размера вертушку и ощущаете непри­ятную тяжесть при вращении ручки. Диагноз однозначный — катушка «не тянет». Если вы приобрели подобную катушку, то совершили большую ошибку, исправить которую можно, лишь потратив деньги на новую.

  3. Плавность регулировки фрикцио­на — обеспечивает как предохранение лески от обрыва, так и защиту самого механизма от перегрузки. Регулиров­ка фрикциона у спиннинговых кату­шек осуществляется регулировочным винтом, расположенным в передней или задней части катушки. Плавность регулировки позволяет с высокой точ­ностью отрегулировать механизм и исключить обрыв лески в любых экс­тремальных ситуациях.

    4   Надежность — параметр, которому рыболовы уделяют максимум вни­мания, выбирая себе спиннинговую катушку. Надежность катушки — это грамотно сконструированный и сба­лансированный механизм и его от­дельные узлы в целом.

    Для того чтобы разобраться, что же нужно знать при выборе спиннинго­вой катушки и на что обращать вни­мание, рассмотрим все основные узлы спиннинговой катушки.

    Корпус

    От корпуса катушки требуется лег­кость, прочность, жесткость и хоро­шая механообработка, обеспечиваю­щая идеальное сопряжение деталей механизма

    (фото 2).

     Корпус катушки изготовлен из титаномагниевого сплава, что обеспечивает прочность и легкость конструкции. Изготавливается он самым прогрессивным методом — центробежным литьем под давлением, что позволяет получить наиболее прочную конструкцию.

    Идеальным материалом для корпу­са являются легкосплавные металлы. Очень важно, чтобы крышка корпуса имела направляющие, обеспечиваю­щие исключение перекоса механизма

     (фото 3).

    При изготовле­нии корпуса применена технология беззазорной посадки подшипников в корпус. Это требует фи­лигранной точности изго­товления и максимально продлевает срок службы механизма

    Все посадочные места опор, в ко­торых обязательно должны стоять подшипники, должны быть отфрезе­рованы таким образом, чтобы обеспе­чивать беззазорную посадку подшип­ников

     ( фото 4 )

     Бронзовые направляющие на крышке корпуса — признак класса катушки. Они позволяют четко фиксировать соосность червячного механизма. Кроме того, направляющие позволят вам произвести чистку и смазку катушки, исключая перекос механизма при сборке после профилактики.

    Подшипники

    В последнее время именно количе­ством подшипников принято опреде­лять класс и уровень катушки. Бы­стро поняв, что это легко обеспечить, наши «китайские друзья» выпустили огромное количество на вид вполне симпатичных с огромным количе­ством подшипников одноразовых побрякушек. Давайте разбираться, сколько же действительно нужно под­шипников. Начать следует с качества шариковых, роликовых и игольчатых подшипников, применяемых в спин­нинговых катушках (фото 5 )

    Только подшипники высокого класса, преимущественно японского про­изводства, обеспечивают долговечность. Повышенные требования к подшипникам связаны с крайне высокими нагрузками, особенно с учетом их незначительного размера, которые им приходится воспри­нимать. Также следует учитывать нерав­номерность прикладываемых нагрузок, что тоже негативно сказывается на их сроке службы.

    Рассчитывать, что в «китайском чуде», блестящем всеми цветами ра­дуги, стоят качественные подшипни­ки, по крайней мере, наивно. Цена их настолько ничтожна, как, впрочем, и качество, что если бы от их безмерно­го количества зависели продажи, не­добросовестные производители обяза­тельно досыпали бы еще горсть, дру­гую внутрь, указывая, что катушка на, скажем, 25 подшипниках.

    схема

    .


    Впрочем, толку от подшипника, болтающегося в опоре и на оси, не больше, чем от просто брошенного внутрь корпуса. Не имея возможно­сти обеспечить высокое качество об­работки, в странах Востока решают эту проблему множеством пластико­вых уплотнителей. Мягкий и плавный ход обеспечен, правда до первой рыбалки. Качество подшипников во многом определяет срок службы всего механизма.

    Сколько же подшипников в катуш­ке следует считать оптимальным?

    Самым нагруженным узлом катуш­ки является вращающийся ротор. Установка, как принято говорить среди спиннингистов, «в голове» под­шипника серьезно продлевает срок службы катушки

     (фото 6,7)

    Фото 6. Качество сбор­ки, материалов и кон­структорское решение узла опоры ротора во многом предопределяет долговечность и класс всего механизма в целом.

    Фото 7. Наиболее удач­ным материалом для изготовления червяка считаются износостой­кие сорта бронзы. Как правило, материал пары (в нашем случае косозу­бой шестерни) подбира­ют так, чтобы обеспечить максимальные и износо­стойкие свойства.

    Итак, четыре подшипника — это пер­вый этап создания долговечной катуш­ки. Количество подшипников может расти по мере возрастания количества опор, на которые, по мнению конструк­торов, необходимо их установить.

    Словарь терминов


    Антиреверс — механизм, устанавливаемый на катушки, препятствующий обратному проворачиванию шпули при поклевке.

    Фрикцион ( drag/slipping clutch) — механизм, позволяющий регулировать силу рывков попавшейся рыбы, путем стравливания лески

    Ножка (foot) — деталь, с помощью которой катушка крепится к удилищу.

    Передаточное число (gear ratio) — численный показатель количества оборотов шпули, сделанных при одном обороте рукоятки катушки.

    Крепление лески (level wind) — способ крепления лески на шпуле.

    Лесоукладыватель (line guard) — устройство, позволяющее равномерно укладывать леску на шпуле.

    Оптимально, если в катушке все основные нагруженные опоры сто­ят на подшипниках. На мой взгляд, оптимальное число подшипников раз­мещено в представленном нами меха­низме катушки Eksia (схема).

    Фото 8. На обеих опо­рах косозубой шестерни устанавливаются под­шипники. Причем,учи­тывая, что все катушки рассчитаны на левосто­роннее расположение ручки, левый подшипник намного крупнее, так как основная неравномерная нагрузка прикладывает­ся именно к левой опоре. Кстати, это пища для раз­мышления для тех, кто упорно продолжает кру­тить ручку правой рукой

              Зубчатая пара шестерен

    Основной элемент любой катушки, от которого во многом зависят и тяговые характеристики, и плавность хода (фото 9). Можно долго рассказывать об этом элементе, козыряя формулами из курса «Теории машин, сопромата и металловедения», но мы ограничимся лишь общим подходом. Червяк, или ведомая шестерня, чаще всего изго­тавливается из износостойкой марки бронзы (металл желтого цвета) (фо­то 10). Определить материал можно визуально, сняв с катушки шпулю и разглядев торец червяка. Конечно,

    Фото 9. Качество сбор­ки материалов и кон­структорское решение узла опоры ротора во многом предопределяет долговечность и класс всего механизма в целом

     

    Фото 10. Наиболее удачным материа­лом для изготовления червяка считаются износостойкие сорта бронзы. Как прави­ло, материал пары, в нашем случае косо­зубой шестерни, подбирают так, чтобы обеспечить максимальные антифрикци­онные и износостойкие свойства.

    изготовитель катушки мог и «схими­чить», поставив дешевую латунь, но от этого может застраховать покупка катушек известных производителей. Косозубая, или ведущая, шестерня в прошлом изготовлялась из стали, но в подавляющем большинстве совре­менных хороших катушек примене­ны цинковые сплавы, практически не уступающие при подобном использо­вании стали (фото 11). При выборе материала червячной пары сталь да­же уступает цинковым сплавам, так как бронза по цинковому сплаву ра­ботает мягче и дольше, что, в общем, и требуется.

    Фото 11. При выборе материала косозубой ше­стерни в настоящее вре­мя предпочтение отдает­ся цинковым сплавам, так как бронза по цинковому сплаву работает мягче и дольше, что, в общем, и требуется. В катушках Кеп при изготовлении ко­созубой шестерни приме­няют очень интересную технологию. После отлив­ки методом центробежно­го литья зубья шестерни накатывают специальным инструментом, структура материала уплотняется и деталь служит намного дольше.

                   Механизм лесоукладки

    От того, насколько аккуратно и гра­мотно укладывает катушка леску, зависит дальность и точность полета приманки. В различных катушках применяют различные механизмы, обеспечивающие возвратно-поступа­тельное движение шпули. Наиболее удачным в настоящее время счита­ется механизм с бесконечным чер­вяком (фото 12, 13). Этот механизм позволяет укладывать леску мелким крестом, что исключает застревание лески между предыдущими витками и существенно увеличивает дальность заброса при меньшем износе лески. Особенно это важно, когда рыболов применяет плетеные лески.

    Фото 12. Качество работы ролика лесо- укладывателя во многом предопределяет класс катушки в целом. В катушке Ехс/а применен большой ролик, что позволит ему с успехом работать под нагрузкой. Покрытие из нитрида титана позволяет применять плетеные лески даже старого поколения

    Фото 13. Наличие в узле ролика под­шипника обязательно. Кроме того, долж­ны быть полностью исключены осевые и радиальные люфты. На катушке Ехсiа применена очень грамотная схема узла ролика лесоукладывателя, что обеспечи­вает его долгую и стабильную работу.

    Узел ролика лесоукладывателя

    Самый миниатюрный и самый нагру­женный элемент спиннинговой ка­тушки (фото 14). Вся нагрузка ло­жится на ролик. Поэтому в современ­ных катушках его размер стараются максимально увеличить, устанавли­вая на опорный подшипник. Кроме того, этот узел разработан в послед­них моделях с системой антизакручи­вания лески, что существенно облег­чает жизнь рыболову, в особенности при ловле на вращающиеся приманки и на течении, когда леска особенно перекручивается, способствуя образо­ванию бороды. Очень важным техни­ческим решением, исключающим пе­рехлест лески вокруг ролика, являет­ся применение конической дуги узла лесоукладывателя.

     

     

    Фото 14. Большой

    проблемой всех катушек
    являлся перехлест лески
    вокруг узла ролика
    при автоматическом
    возращении дуги
    лесоукладывателя в ис-
    ходное положение. Эта
    проблема в катушках Ken
    решена путем создания
                                                                                    конусного элемента на
                                                                            дутой дуге.

                          Механизм стопора обратного хода

    В последние годы этот механизм за­воевал огромную популярность среди спиннингистов. В то же время не мно­гие фирмы освоили надежную работу этого узла. Механизм представляет собой некое подобие большого роли­кового подшипника (фото 15). При выключенном положении механиз­ма он в работе не участвует. При пере­ключении флажка в рабочее положе­ние ролики выдвигаются и вступают

    Фото 15. Механизм сто­пора обратного хода, край­не полезное изобретение. Он помогает исключить ударные нагрузки на зу­бья червячной пары и, как следствие, продлить срок службы катушки.

    в контакт с обоймой ротора, вращаясь на месте. При начале движения рото­ра в обратную сторону ролики встают в распор, надежно фиксируя ротор, не давая ему обратного хода. При при­менении этого механизма есть общая ошибка. Многие используют его по­стоянно при ловле рыбы. Однако этот механизм не рассчитан на постоян­ную работу, и применять его следует только при борьбе с рыбой. Именно при вываживании крупной рыбы червячный механизм испытывает множественные ударные нагрузки, от которых его и защищает механизм стопора обратного хода.

     

               ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

    Старайтесь избегать попадания катушки в воду. Если такое произошло, разберите корпус и дайте катушке хорошенько просохнуть.


     

    Ручка катушки

    Казалось бы, элементарная деталь, которой не следует придавать особого внимания. Но, как показывает практика, это один из самых проблематичных узлов катушки. В большинстве катушек ручка складывается в походное положение. И вот этот механизм во многих катушках крайне не надежен. Следует уделять внимание при выборе катушки и самой вращающейся рукоятке.Наличие в ней подшипников существенно продлит срок службы этого

    ► Фото 16. Выбирая ка¬тушку, убедитесь в плавности регулировки и работы фрикциона. Регулировочный винт должен вращаться с частыми щелчками, и усилие вращения шпули должно из¬меняться очень плавно.

    .узла. Кроме того, обязательно обращайте внимание на форму рукоятки. Прежде чем покупать катушку, посмотрите, насколько вас устраивает форма ручки

     

    Фото 17. Конус шпули как прямой, так и обратный на дальность заброса практически не влияет. А вот бурт с износостойким и антифрикционным покрытием из нитрида титана на дальность заброса влияет положительно


    Шпуля катушки и механизм фрикциона

    Я не случайно объединил эти два узла вместе. Чаще всего часть механизма фрикциона смонтирована внутри шпули. Выбирая катушку, убедитесь в плавности регулировки и работы фрикциона. Регулировочный винт должен вращаться с частыми щелчками, и усилие вращения шпули должно изменяться очень плавно. Слегка увеличивая усилия, проверьте, чтобы усилие на шпуле возрастало также плавно (фото 16, 17). При выборе катушки следует обращать внимание на форму и тип шпули. Одно время в моду вошли катушки с длинными шпулями — как их называли, «Long Cast».

    Но практика показала, что подобная конструкция требует большого хода оси катушки, на которой закреплена шпуля. Тем самым механизм становился менее жестким и как следствие быстрее разбалтывался. Затем фирмаDaiwa применила шпули с обратным конусом «ABS». Давайте разберемся, какая же форма шпули предпочтительней (фото 18)1

    В основном форму шпули изменяли для более дальнего заброса. Но длинная шпуля, помимо ослабления ме¬ханизма катушки, имела и еще один большой недостаток. При забросе с нее достаточно часто слетали витки лески, создавая так всеми нами, спиннингистами, «горячо любимые» бороды. Катушки с низкими и глубокими шпулями имели меньшую дальность заброса. Связано это с высоким трением лески о бортик шпули. На самом деле дальность заброса приманки в основ¬ном зависит от площади поверхности лески на шпуле. Чем больше площадь поверхности лески, тем меньше трение лески о борт шпули при забросе. Конус шпули как прямой, так и обратный на дальность заброса практически не влияет. А вот борт с износостойким и антифрикционным покрытием из нитрида титана на дальность заброса влияет положительно.


    Катушка Simano Stradic X GTM 3000. Ка¬тушка этой серии имеет симметричную сбалансированную двуручковую рукоят¬ку, которой удобно пользоваться особен¬но при проводке с большой дистанции. Шпуля имеет бортик из нержавеющей стали с малым коэффициентом трения для сбегающей лески, что обеспечивает самые дальние забросы.

     Выбирая катушку, убедитесь в плавности регулировки и работы фрикциона.


    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


    Во время путешествия на водоем или возвращения домой в катушку может попасть грязь. Чтобы этого избежать, храните катушки в специальных чехлах. Дополнительным плюсом при этом будет то, что на леску не смогут попасть солнечные лучи, а значит, срок ее службы увеличится.

     







Метки:

Добавить комментарий

Copyright © 2012-2020 САМ — СВОИМИ РУКАМИ All rights reserved.
This site is using the Desk Mess Mirrored theme, v2.5, from BuyNowShop.com.