Плавность регулировки фрикциона — обеспечивает как предохранение лески от обрыва, так и защиту самого механизма от перегрузки. Регулировка фрикциона у спиннинговых катушек осуществляется регулировочным винтом, расположенным в передней или задней части катушки. Плавность регулировки позволяет с высокой точностью отрегулировать механизм и исключить обрыв лески в любых экстремальных ситуациях.
4 Надежность — параметр, которому рыболовы уделяют максимум внимания, выбирая себе спиннинговую катушку. Надежность катушки — это грамотно сконструированный и сбалансированный механизм и его отдельные узлы в целом.
Для того чтобы разобраться, что же нужно знать при выборе спиннинговой катушки и на что обращать внимание, рассмотрим все основные узлы спиннинговой катушки.
Корпус
От корпуса катушки требуется легкость, прочность, жесткость и хорошая механообработка, обеспечивающая идеальное сопряжение деталей механизма
(фото 2).
Корпус катушки изготовлен из титаномагниевого сплава, что обеспечивает прочность и легкость конструкции. Изготавливается он самым прогрессивным методом — центробежным литьем под давлением, что позволяет получить наиболее прочную конструкцию.
Идеальным материалом для корпуса являются легкосплавные металлы. Очень важно, чтобы крышка корпуса имела направляющие, обеспечивающие исключение перекоса механизма
(фото 3).
При изготовлении корпуса применена технология беззазорной посадки подшипников в корпус. Это требует филигранной точности изготовления и максимально продлевает срок службы механизма
Все посадочные места опор, в которых обязательно должны стоять подшипники, должны быть отфрезерованы таким образом, чтобы обеспечивать беззазорную посадку подшипников
( фото 4 )

Бронзовые направляющие на крышке корпуса — признак класса катушки. Они позволяют четко фиксировать соосность червячного механизма. Кроме того, направляющие позволят вам произвести чистку и смазку катушки, исключая перекос механизма при сборке после профилактики.
Подшипники
В последнее время именно количеством подшипников принято определять класс и уровень катушки. Быстро поняв, что это легко обеспечить, наши «китайские друзья» выпустили огромное количество на вид вполне симпатичных с огромным количеством подшипников одноразовых побрякушек. Давайте разбираться, сколько же действительно нужно подшипников. Начать следует с качества шариковых, роликовых и игольчатых подшипников, применяемых в спиннинговых катушках (фото 5 )
Только подшипники высокого класса, преимущественно японского производства, обеспечивают долговечность. Повышенные требования к подшипникам связаны с крайне высокими нагрузками, особенно с учетом их незначительного размера, которые им приходится воспринимать. Также следует учитывать неравномерность прикладываемых нагрузок, что тоже негативно сказывается на их сроке службы.
Рассчитывать, что в «китайском чуде», блестящем всеми цветами радуги, стоят качественные подшипники, по крайней мере, наивно. Цена их настолько ничтожна, как, впрочем, и качество, что если бы от их безмерного количества зависели продажи, недобросовестные производители обязательно досыпали бы еще горсть, другую внутрь, указывая, что катушка на, скажем, 25 подшипниках.
схема
.
|
Впрочем, толку от подшипника, болтающегося в опоре и на оси, не больше, чем от просто брошенного внутрь корпуса. Не имея возможности обеспечить высокое качество обработки, в странах Востока решают эту проблему множеством пластиковых уплотнителей. Мягкий и плавный ход обеспечен, правда до первой рыбалки. Качество подшипников во многом определяет срок службы всего механизма.
Сколько же подшипников в катушке следует считать оптимальным?
Самым нагруженным узлом катушки является вращающийся ротор. Установка, как принято говорить среди спиннингистов, «в голове» подшипника серьезно продлевает срок службы катушки
(фото 6,7)
Фото 6. Качество сборки, материалов и конструкторское решение узла опоры ротора во многом предопределяет долговечность и класс всего механизма в целом.
Фото 7. Наиболее удачным материалом для изготовления червяка считаются износостойкие сорта бронзы. Как правило, материал пары (в нашем случае косозубой шестерни) подбирают так, чтобы обеспечить максимальные и износостойкие свойства.
Итак, четыре подшипника — это первый этап создания долговечной катушки. Количество подшипников может расти по мере возрастания количества опор, на которые, по мнению конструкторов, необходимо их установить.
Словарь терминов
Антиреверс — механизм, устанавливаемый на катушки, препятствующий обратному проворачиванию шпули при поклевке.
Фрикцион ( drag/slipping clutch) — механизм, позволяющий регулировать силу рывков попавшейся рыбы, путем стравливания лески
Ножка (foot) — деталь, с помощью которой катушка крепится к удилищу.
Передаточное число (gear ratio) — численный показатель количества оборотов шпули, сделанных при одном обороте рукоятки катушки.
Крепление лески (level wind) — способ крепления лески на шпуле.
Лесоукладыватель (line guard) — устройство, позволяющее равномерно укладывать леску на шпуле.
Оптимально, если в катушке все основные нагруженные опоры стоят на подшипниках. На мой взгляд, оптимальное число подшипников размещено в представленном нами механизме катушки Eksia (схема).
Фото 8. На обеих опорах косозубой шестерни устанавливаются подшипники. Причем,учитывая, что все катушки рассчитаны на левостороннее расположение ручки, левый подшипник намного крупнее, так как основная неравномерная нагрузка прикладывается именно к левой опоре. Кстати, это пища для размышления для тех, кто упорно продолжает крутить ручку правой рукой
Зубчатая пара шестерен
Основной элемент любой катушки, от которого во многом зависят и тяговые характеристики, и плавность хода (фото 9). Можно долго рассказывать об этом элементе, козыряя формулами из курса «Теории машин, сопромата и металловедения», но мы ограничимся лишь общим подходом. Червяк, или ведомая шестерня, чаще всего изготавливается из износостойкой марки бронзы (металл желтого цвета) (фото 10). Определить материал можно визуально, сняв с катушки шпулю и разглядев торец червяка. Конечно,
Фото 9. Качество сборки материалов и конструкторское решение узла опоры ротора во многом предопределяет долговечность и класс всего механизма в целом
Фото 10. Наиболее удачным материалом для изготовления червяка считаются износостойкие сорта бронзы. Как правило, материал пары, в нашем случае косозубой шестерни, подбирают так, чтобы обеспечить максимальные антифрикционные и износостойкие свойства.
изготовитель катушки мог и «схимичить», поставив дешевую латунь, но от этого может застраховать покупка катушек известных производителей. Косозубая, или ведущая, шестерня в прошлом изготовлялась из стали, но в подавляющем большинстве современных хороших катушек применены цинковые сплавы, практически не уступающие при подобном использовании стали (фото 11). При выборе материала червячной пары сталь даже уступает цинковым сплавам, так как бронза по цинковому сплаву работает мягче и дольше, что, в общем, и требуется.
Фото 11. При выборе материала косозубой шестерни в настоящее время предпочтение отдается цинковым сплавам, так как бронза по цинковому сплаву работает мягче и дольше, что, в общем, и требуется. В катушках Кеп при изготовлении косозубой шестерни применяют очень интересную технологию. После отливки методом центробежного литья зубья шестерни накатывают специальным инструментом, структура материала уплотняется и деталь служит намного дольше.
Механизм лесоукладки
От того, насколько аккуратно и грамотно укладывает катушка леску, зависит дальность и точность полета приманки. В различных катушках применяют различные механизмы, обеспечивающие возвратно-поступательное движение шпули. Наиболее удачным в настоящее время считается механизм с бесконечным червяком (фото 12, 13). Этот механизм позволяет укладывать леску мелким крестом, что исключает застревание лески между предыдущими витками и существенно увеличивает дальность заброса при меньшем износе лески. Особенно это важно, когда рыболов применяет плетеные лески.

Фото 12. Качество работы ролика лесо- укладывателя во многом предопределяет класс катушки в целом. В катушке Ехс/а применен большой ролик, что позволит ему с успехом работать под нагрузкой. Покрытие из нитрида титана позволяет применять плетеные лески даже старого поколения

Фото 13. Наличие в узле ролика подшипника обязательно. Кроме того, должны быть полностью исключены осевые и радиальные люфты. На катушке Ехсiа применена очень грамотная схема узла ролика лесоукладывателя, что обеспечивает его долгую и стабильную работу.
Узел ролика лесоукладывателя
Самый миниатюрный и самый нагруженный элемент спиннинговой катушки (фото 14). Вся нагрузка ложится на ролик. Поэтому в современных катушках его размер стараются максимально увеличить, устанавливая на опорный подшипник. Кроме того, этот узел разработан в последних моделях с системой антизакручивания лески, что существенно облегчает жизнь рыболову, в особенности при ловле на вращающиеся приманки и на течении, когда леска особенно перекручивается, способствуя образованию бороды. Очень важным техническим решением, исключающим перехлест лески вокруг ролика, является применение конической дуги узла лесоукладывателя.

Фото 14. Большой
проблемой всех катушек
являлся перехлест лески
вокруг узла ролика
при автоматическом
возращении дуги
лесоукладывателя в ис-
ходное положение. Эта
проблема в катушках Ken
решена путем создания
конусного элемента на
дутой дуге.
Механизм стопора обратного хода
В последние годы этот механизм завоевал огромную популярность среди спиннингистов. В то же время не многие фирмы освоили надежную работу этого узла. Механизм представляет собой некое подобие большого роликового подшипника (фото 15). При выключенном положении механизма он в работе не участвует. При переключении флажка в рабочее положение ролики выдвигаются и вступают

Фото 15. Механизм стопора обратного хода, крайне полезное изобретение. Он помогает исключить ударные нагрузки на зубья червячной пары и, как следствие, продлить срок службы катушки.
в контакт с обоймой ротора, вращаясь на месте. При начале движения ротора в обратную сторону ролики встают в распор, надежно фиксируя ротор, не давая ему обратного хода. При применении этого механизма есть общая ошибка. Многие используют его постоянно при ловле рыбы. Однако этот механизм не рассчитан на постоянную работу, и применять его следует только при борьбе с рыбой. Именно при вываживании крупной рыбы червячный механизм испытывает множественные ударные нагрузки, от которых его и защищает механизм стопора обратного хода.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Старайтесь избегать попадания катушки в воду. Если такое произошло, разберите корпус и дайте катушке хорошенько просохнуть.
Ручка катушки
Казалось бы, элементарная деталь, которой не следует придавать особого внимания. Но, как показывает практика, это один из самых проблематичных узлов катушки. В большинстве катушек ручка складывается в походное положение. И вот этот механизм во многих катушках крайне не надежен. Следует уделять внимание при выборе катушки и самой вращающейся рукоятке.Наличие в ней подшипников существенно продлит срок службы этого
► Фото 16. Выбирая ка¬тушку, убедитесь в плавности регулировки и работы фрикциона. Регулировочный винт должен вращаться с частыми щелчками, и усилие вращения шпули должно из¬меняться очень плавно.
.узла. Кроме того, обязательно обращайте внимание на форму рукоятки. Прежде чем покупать катушку, посмотрите, насколько вас устраивает форма ручки

Фото 17. Конус шпули как прямой, так и обратный на дальность заброса практически не влияет. А вот бурт с износостойким и антифрикционным покрытием из нитрида титана на дальность заброса влияет положительно
Шпуля катушки и механизм фрикциона
Я не случайно объединил эти два узла вместе. Чаще всего часть механизма фрикциона смонтирована внутри шпули. Выбирая катушку, убедитесь в плавности регулировки и работы фрикциона. Регулировочный винт должен вращаться с частыми щелчками, и усилие вращения шпули должно изменяться очень плавно. Слегка увеличивая усилия, проверьте, чтобы усилие на шпуле возрастало также плавно (фото 16, 17). При выборе катушки следует обращать внимание на форму и тип шпули. Одно время в моду вошли катушки с длинными шпулями — как их называли, «Long Cast».
Но практика показала, что подобная конструкция требует большого хода оси катушки, на которой закреплена шпуля. Тем самым механизм становился менее жестким и как следствие быстрее разбалтывался. Затем фирмаDaiwa применила шпули с обратным конусом «ABS». Давайте разберемся, какая же форма шпули предпочтительней (фото 18)1
В основном форму шпули изменяли для более дальнего заброса. Но длинная шпуля, помимо ослабления ме¬ханизма катушки, имела и еще один большой недостаток. При забросе с нее достаточно часто слетали витки лески, создавая так всеми нами, спиннингистами, «горячо любимые» бороды. Катушки с низкими и глубокими шпулями имели меньшую дальность заброса. Связано это с высоким трением лески о бортик шпули. На самом деле дальность заброса приманки в основ¬ном зависит от площади поверхности лески на шпуле. Чем больше площадь поверхности лески, тем меньше трение лески о борт шпули при забросе. Конус шпули как прямой, так и обратный на дальность заброса практически не влияет. А вот борт с износостойким и антифрикционным покрытием из нитрида титана на дальность заброса влияет положительно.
Катушка Simano Stradic X GTM 3000. Ка¬тушка этой серии имеет симметричную сбалансированную двуручковую рукоят¬ку, которой удобно пользоваться особен¬но при проводке с большой дистанции. Шпуля имеет бортик из нержавеющей стали с малым коэффициентом трения для сбегающей лески, что обеспечивает самые дальние забросы.


Выбирая катушку, убедитесь в плавности регулировки и работы фрикциона.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Во время путешествия на водоем или возвращения домой в катушку может попасть грязь. Чтобы этого избежать, храните катушки в специальных чехлах. Дополнительным плюсом при этом будет то, что на леску не смогут попасть солнечные лучи, а значит, срок ее службы увеличится.